ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич

ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич
(23.09. (5.10).1863, Москва - 23.01.1920, Новороссийск) - философ, правовед, публицист, общественный деятель. Инициатор и участник книгоизд-ва "Путь" (1910-1917), один из организаторов Психологического об-ва при Московском ун-те, Религиозно-философского об-ва памяти Вл. Соловьева. Становление философских взглядов Т. происходило в семейной среде в полемике с братом С. Н. Трубецким. Оба они в ранней юности пережили увлечение нигилистическими и материалистическими идеями. Впоследствии, под влиянием идей В. С. Соловьева и славянофилов, а также нем. классической философии, Т. перешел на позиции религиозной философии. Обучаясь на юридическом ф-те Московского ун-та (1881-1885), Т. одновременно увлекался изучением истории философии. После окончания ун-та работал в Ярославском юридическом лицее. В 1892 г. получил степень магистра, после защиты докторской был проф. Киевского, а с 1906 г. Московского ун-та. Обе его диссертации посвящены рассмотрению теократического идеала западноевропейского христианства -  "Религиозно-общественный идеал западного христианства в V веке. Миросозерцание Блаж. Августина" (1892) и "Религиозно-общественный идеал западного христианства в XI веке. Идея Царства Божия у Григория VII и публицистов его времени" (1897). 2-томный труд "Миросозерцание Вл. С. Соловьева" (1913) до сих пор является одним из самых обстоятельных исследований творчества Соловьева. Наряду с анализом идей своего друга и учителя Т. раскрывает в нем специфику и отличительные черты собственного мировоззрения. Среди осн. философских работ Т. - "Философия Ницше" (1904), "История философии права" (1907), "Социальная утопия Платона" (1908), "Метафизические предположения познания. Опыт преодоления Канта и кантианства" (1917), "Смысл жизни" (1918) и др. Особый интерес представляет цикл небольших соч. на тему о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи: "Умозрение в красках" (1915), "Два мира в древнерусской иконописи" (1916) и "Россия в ее иконе" (1918). В этих работах Т. показал связь цветовой гаммы и содержания иконописных произв. Он первый в отечественной литературе дал целостное эстетическое, философское, историческое и богословское истолкование древнерус. иконы. Князь Т. был также видным общественным и политическим деятелем. Он был членом Государственного совета (1907-1908), одним из основателей "Союза мирного обновления" и главным редактором печатного органа этого союза - "Московского еженедельника" (1906-1910), в к-ром публиковались Бердяев, Булгаков, И. А. Ильин, Эрн, Франк и др. Основу партийной программы Т. составляла идея эволюционного демократизма, согласно к-рому необходимо сменить царство произвола господством права путем реформ и культурной работы. Он критиковал и "черного зверя" (реакцию) за неуступчивость, и, не менее гневно, "красного зверя" (революцию) за всепоглощающее разрушение. Октябрьскую революцию Т. не принял. В годы гражданской войны - один из идеологов белого движения. Умер при эвакуации Добровольческой армии. Достойны внимания мемуары Т., к-рые он начал писать в 1917 г. (Воспоминания. София, 1922; Из прошлого. Вена, 1925 (2-е изд.); Из путевых заметок беженца. Архив русской революции. Берлин, 1926. Т. 18). Он называл их "духовным завещанием России будущей" об "ушедшей навсегда поэзии прошлой России". Т. - один из представителей философии всеединства. В отличие от Соловьева, к-рый утверждал единосущность Бога и мира, Т. настаивал на т. зр. внеположное мира божественного и мира природного. Бог, считал он, обладает полной свободой воли, и отождествление его с творением невозможно. Свобода у Т. являлась также основой деятельности индивида. Если у Соловьева отношения между Богом и человеком основаны на любви, то у Т. - на свободе выбора, к-рая есть источник не только добра, но и зла. Человек сам выбирает свой путь и несет ответственность за зло в мире. Поэтому София у Т. является не посредницей между Богом и миром, а идеальным замыслом о мире, к-рый человек может принять или отвергнуть (см. Софиология). Т. отрицал мысль Соловьева о том, что противоположение себе другого является для абсолютно сущего внутренней необходимостью, доказывая, что мир сотворен Богом не из первоматерии, а в свободном творческом акте из ничего. Он ограничил понимание человеком всеединого абсолютного знания, смысла всего существующего. Смысл жизни Т. видел в поиске вечных истин, к-рые заключены в Божественном сознании. Вечные истины неизменны, непреходящи и вневременны, люди открывают и находят их в процессе своей жизни. Подобно Соловьеву, Т. трактовал внешний мир  как бессознательный, "слепой" и "хаотичный", но постепенно приближающийся к миру божественных идей. Вместе с тем, в отличие от Соловьева, считавшего, что божественные идеи представляют собой лишь идеальный образ грядущих тварей, к-рые рано или поздно достигнут полного осуществления, он утверждал, что созданные людьми искусственные предметы не являются отражением божественных вечных идей. Он упрекал Соловьева за "смешение или неточное разграничение порядка естественного и порядка мистического". Идея о необходимости разграничения естественного и мистического знания (первое имеет дело с природными вещами и искусственно созданными предметами, а второе - с вечными божественными идеями) обосновывалась тем, что хотя наше познание обусловлено сущим, но не всякое знание есть знание о нем. Свободно от ошибок и истинно лишь мистическое сознание, оно универсально и пронизывает все сферы человеческого сознания. Что касается временной действительности, то она, по мнению Т., доступна нашему познанию потому, что имеет место в универсальном сознании Абсолютного. Веруя в идею всеединства и Богочеловечества как в конечную цель развития мира, Т., в отличие от Соловьева, исходил из разграничения религиозно-нравственной и социально-экономической сферы. По Т., церковно-государственный строй, за к-рый ратовал Соловьев, может быть осуществлен лишь путем насилия, т. к. государство не является свободной организацией, его нельзя включить в Царство Божие. Выступая с критикой теократических идей Соловьева, Т. выдвинул идею правового государства, считая право проявлением Абсолютного на несовершенной ступени человеческого развития. По мнению Т., Евангелие ценит государство не как возможную часть Царства Божия, а как ступень, долженствующую вести к нему в историческом процессе. Поэтому надо научиться ценить всякое, даже относительное, усовершенствование в жизни об-ва и человека. "Всякая положительная величина, хотя бы и малая, должна быть предпочтена полному ничтожеству" (Миросозерцание Вл. Соловьева. Т. 1. С. 584).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич" в других словарях:

  • ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич — (1863 1920) философ, культуролог, правовед, общественный деятель. Окончил факультет Моск. ун та. Магистерская диссертация об Августине Блаженном (1892), докторская диссертация посвящена религиозно общественному идеалу зап. христианства 11 в.… …   Философская энциклопедия

  • Трубецкой Евгений Николаевич — (23.9.1863, Москва, ‒ 23.1.1920, Новороссийск), русский религиозный философ, последователь и друг В. С. Соловьева; правовед и общественный деятель; князь, брат С. Н. Трубецкого. Окончил юридический факультет Московского университета (1885);… …   Большая советская энциклопедия

  • ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич — (1863 1920) князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С. Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В. С. Соловьева о всеединстве с ортодоксальной христианской доктриной. Труды о Соловьеве, по теории познания, о смысле жизни …   Большой Энциклопедический словарь

  • Трубецкой, Евгений Николаевич — ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич (1863 1920), князь, российский религиозный философ, правовед. Брат С.Н. Трубецкого. Стремился согласовать учение В.С. Соловьева о “всеединстве” с ортодоксальной христианской доктриной. Труды о Соловьеве, по теории… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Трубецкой, Евгений Николаевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Трубецкой. Евгений Николаевич Трубецкой …   Википедия

  • Трубецкой Евгений Николаевич — (1863 1920), князь, религиозный философ, правовед, общественный деятель. Брат С. Н. Трубецкого. Профессор в Киеве (1897 1905) и Москве (1906 18). Видный деятель партии кадетов, один из основателей «Союза мирного обновления» и главный редактор его …   Энциклопедический словарь

  • ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич, князь — (род. 23 сент. 1863, Москва – ум. 23 янв. 1920, Новороссийск) рус. религиозный философ, правовед и общественный деятель; друг В. С. Соловьева, брат С. Н. Трубецкого. В 1910 1917 был инициатором создания книгоиздательства «Путь»,… …   Философская энциклопедия

  • Трубецкой Евгений Николаевич — Трубецкой (князь Евгений Николаевич) писатель и общественный деятель. Родился в 1863 году; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в… …   Биографический словарь

  • ТРУБЕЦКОЙ Евгений Николаевич — (1863 1920), русский философ, правовед, общественный деятель. Родился в Москве 23 сентября 1863. Окончил юридический факультет Московского университета (1885). В 1897 защитил докторскую диссертацию Религиозно общественный идеал западного… …   Энциклопедия Кольера

  • Трубецкой Сергей Николаевич — (1862 1905), князь, религиозный философ, публицист, общественный деятель. Брат Е. Н. Трубецкого. Профессор и в 1905 первый выборный ректор Московского университета. Последователь В. С. Соловьёва, в своей системе «конкретного идеализма»… …   Энциклопедический словарь

  • Трубецкой Евгений Николаевич — (князь) писатель и общественный деятель. Род. в 1863 г.; окончил курс в Московском университете по юридическому факультету. Состоял доцентом в Демидовском ярославском лицее и Киевском университете, потом занял в последнем профессорскую кафедру. С …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»